Посты и праздники

Посты и праздники

О праздниках.
Каждый день церковного календаря является значимым, т.к. за каждым днем года закреплена память (молитвенное воспоминание) нескольких святых. Некоторые дни являются днями праздничными, связанными с воспоминанием событий земной жизни Христа, Его Пречистой Матери или наиболее чтимых святых. Такие праздники называются великими. Их – семнадцать. Среди них двенадцать праздников выделены особо и носят название двунадесятых (от славянского числительного двенадцать – дванадесять).
Заметим, что Пасха не является ни великим, ни двунадесятым праздником, т.к. является наиглавнейшим из всех; в церковных песнопениях она именуется «праздником праздников и торжеством из торжеств».
Все праздники и нарочитые дни церковного года можно разделить на подвижные и неподвижные. Неподвижные праздники закреплены за определенными днями года и день их празднования не изменяется. Подвижные же праздники связаны с Пасхой, день празднования которой зависит от лунного календаря, и потому сам день Празднования Пасхи и дни празднования связанных с ним праздников в разные годы различны (самая «ранняя» Пасха – 4 апреля, самая «поздняя» 8 мая).
Все нарочитые дни входят в список подвижного цикла. Этот цикл начинается Неделей мытаря и фарисея (за 10 недель до Пасхи) и заканчивается Неделей Всех святых (через 8 недель после Пасхи). Среди подвижных праздников есть три двунадесятых: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (празднуется на 40-й день после Пасхи) и Пятидесятница (празднуется на 50-й день после Пасхи).
Праздник Благовещения (7 апреля) – единственный день, указанный в нашем перечне праздников среди дней подвижного цикла, но к нему не относящийся. Этот праздник – неподвижный. Заметим, что если Пасха «ранняя», то праздник Сретения Господня (15 февраля; тоже неподвижный) также оказывается внутри подвижного цикла (но не относится к нему).
О постах.
Многодневные посты.
Многодневные посты установлены Церковью для достойной подготовки верующих к главнейшим праздникам. Таких поста четыре: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Продолжительность и положение внутри года двух из них – Рождественского и Петрова неизменна. Рождественский Пост длится 40 дней и начинается в день памяти апостола Филиппа (поэтому его иногда называют филипповым), 28 ноября и продолжается до Рождества Христова (7 января). Успенский пост длится 2 недели и начинается 14 августа, а заканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.
Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи, поэтому его начало и окончание в разные годы меняются (вместе с датой Пасхи), но продолжительность его неизменна. Петров Пост – единственный среди многодневных постов, чья продолжительность может меняться, причем весьма значительно: от 8 до 40 дней. Это связано с тем, что заканчивается этот пост всегда 12 июля, в Праздник апостолов Петра и Павла, а начинается через неделю после Пятидесятницы, которая празднуется на 50-й день после Пасхи. Поэтому, чем более «поздняя» Пасха, тем короче Петров Пост.
Однодневные посты.
Наряду с многодневными постами, есть и однодневные – это среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок (см. следующий пункт). Пост в среду установлен в память предательства Христа Иудой, а в пятницу – в память распятия Господа. Кроме этого постными днями являются: Крещенский сочельник – 18 января (Рождественский сочельник – 6 января – входит в состав Рождественского поста), Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий праздник) – 11 сентября, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (великий двунадесятый праздник) – 27 сентября.
Сплошные седмицы.
Святки – с 7 января до 18 января (18 января – Крещенский сочельник, день постный). Перед Великим Постом две сплошных седмицы: Сырная (Масленица) – непосредственно перед Великим Постом и седмица, следующая после Недели мытаря и фарисея (за три недели до начала Великого Поста). Пасхальная (Светлая) седмица (непосредственно после Пасхи) также является сплошной. Последняя сплошная седмица следует сразу после праздника Пятидесятницы (после нее начинается Петров Пост).
Строгие и нестрогие посты.
По уставу Православной Церкви во время поста не разрешается вкушать пищу животного происхождения: мясо, яйца, молоко и продукты их содержащие. При строгом посте также не вкушается рыба. Строгими Постами являются Великий и Успенский, а также однодневные посты. В Петров и Рождественский пост дозволяется вкушение рыбы, по монастырскому уставу – только в субботу и воскресение, а по мирскому – во все дни кроме среды и пятницы. Однако последние пять дней Рождественского поста являются строгими (с дня предпразднства Рождества Христова – 2 января). Несмотря на то, что Великий и Успенский посты – строгие, в субботние и воскресные дни в продолжение этих постов дозволяется вкушение крабов, креветок, разного рода моллюсков, раков и т.д.
В праздники Рождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в среду и пятницу, поста нет, во все остальные великие праздники, пришедшиеся на среду и пятницу дозволяется вкушение рыбы. В период от Пасхи до Пятидесятницы в среду и пятницу также дозволяется вкушение рыбы.
Сырная седмица (Масленица) является подготовительной к Великому Посту, поэтому на протяжение всей этой седмицы не дозволяется вкушение мяса, несмотря на то, что она является сплошной. Все остальные виды непостной пищи в эту седмицу разрешены.

О днях особого поминовения усопших.
Церковь, как заботливая мать, имеет попечение не только о живущих ныне людях, но и об отшедших в мир иной. Умершие христиане являются такими же членами Церкви, как и живущие. Более того, поскольку человек наделен бессмертной душой, то смерть тела не является окончанием бытия человека. У Бога все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38).
Христиане, проводившие достойную жизнь, заботившиеся о соединении со Христом, сделали Его своим достоянием и пребудут с Ним вовеки. Однако нам не известна посмертная участь близкого нам человека, поэтому обязанностью каждого христианина является молитва за усопших близких, являющаяся проявлением любви и приносящая пользу нашей душе.
Поэтому Церковь в своем ежедневном богослужении уделяет место молитве за усопших; кроме этого некоторые дни выделяются для поминовения усопших особо. Прежде всего это суббота каждой недели. Суббота имеет богослужебной темой молитвенное поминовение всех святых и усопших, о которых Церковь молится, чтобы они были к ним причислены: «Со святыми упокой, Христе, души раб твоих…» (заупокойный кондак). Поэтому в богослужебных текстах субботы некоторое внимание всегда уделено заупокойной тематике.
Но некоторые субботы являются особыми, в них заупокойная тема является доминирующей. Такие субботы называются заупокойными. Их немного, и почти все они (кроме Дмитриевской) являются подвижными, т.к. зависят от времени празднования Пасхи. Две из этих суббот называются Вселенскими; именно они являются родительскими субботами в собственном смысле. Это Мясопустная родительская суббота и Троицкая родительская суббота. Последняя бывает в субботу перед праздником Пятидесятницы (день Святой Троицы), который всегда бывает в воскресение. Мясопустная суббота бывает перед Великим Постом, конкретнее – перед неделей «масленицы».
В богослужебной традиции неделя масленицы называется Сырной Седмицей, а предшествующее ей воскресение – Неделей Мясопустной (в богослужении воскресный день называется «неделей», а то, что мы сейчас называем неделей называется «седмицей»). Такое название этот день имеет потому, что является последним, когда дозволяется вкушение мяса перед Великим Постом. Суббота перед этим воскресным днем и является Субботой Мясопустной. Т.о. эта суббота называется мясопустной не потому, что в нее не дозволяется вкушение мяса, а потому, что такое название имеет следующий за ней воскресный день.
Прочие родительские субботы называются малыми. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста (т.е. 2-я, 3-я и 4-я субботы Поста). Эти субботы посвящены поминовению усопших только потому, что в седмичные (будние) дни Великого Поста поминовение усопших не совершается. По этой причине эти субботы не являются вселенскими, а носят более рядовой характер.
Последняя родительская суббота – Димитриевская – является особенностью Русской Церкви. Она установлена Дмитрием Донским по благословению Сергия Радонежского в память воинов, падших на Куликовом поле (1380 г.). Это поминовение совершается в субботу, перед 26 октября (по старому стилю, т.е. 8 ноября – по новому). В эту субботу особое внимание уделено поминовению воинов, когда-либо погибших, защищая Отечество, но, наряду с ними поминаются и все усопшие.
Существуют еще два дня особого поминовения усопших, не привязанных к субботе. Это Радоница (от слова «радость») – день Пасхального поминовения усопших; отмечается на 9-й день после Пасхи. Богослужебное последование этого дня не предусматривает специальных заупокойных текстов, лишь после окончания служб этого дня (вечерни, утрени, литургии) совершаются панихиды по усопшим. Собственно Радоница не является специальным днем поминовения усопших, просто этот день стоит в числе первых, в которые дозволяется поминовение усопших после длительного великопостного и пасхального перерыва. Раньше в некоторых местах такое поминовение совершалось не на 9-й день после Пасхи (вторник), а в понедельник – самый первый день, в который могли поминаться усопшие.
Кроме этих дней поминовения усопших, в 1994 году определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Поминовение в этот день совершается также как в Радоницу, т.е. богослужебное последование этого дня не предусматривает специальных заупокойных текстов, а только после окончания служб этого дня (вечерни, утрени, литургии) совершаются панихиды по усопшим.
***
Дни, в которые не совершается литургия и причащение.
Особо следует сказать о днях, в которые не совершаются литургия и причащение, т.к. некоторые по незнанию приносят на причастие в эти дни малышей или собираются причаститься сами. Таких дней не много. Литургия, а значит причащение может совершаться в любой день, исключением является период Великого Поста, когда литургия совершается только в субботние и воскресные дни.
Однако по средам и пятницам Великого Поста совершается особая, неполная (без освящения Святых Даров) служба, носящая название Литургии Преждеосвященных Даров (в Страстную седмицу – последнюю неделю перед Пасхой – эта Литургия совершается в понедельник, вторник и среду). На ней используются Святые Дары, освященные в предшествующее воскресенье; ими и совершается причащение.
Однако в эти дни причащают только взрослых людей и тех детей, которые уже в состоянии употреблять твердую пищу (т.е. не младенцев). Это связано в тем, что Преждеосвященные Святые Дары погружаются в обыкновенное вино (т.к. освящение Даров не совершается). Поэтому причастие может быть преподано только тем, кто в состоянии потребить частицу освященных Святых Даров.
Примечание. Некоторые священники могут отказать в причащении детей до семилетнего возраста на основании слишком буквального понимания запрета на причащение детей.
Следует иметь в виду, что причащение на Литургии Преждеосвященных Даров допустимо для тех, кто нуждается в неотложном причащении, или, в силу объективных причин не может присутствовать на полной литургии, на которой совершается Евхаристия. Т.о. не следует без особой надобности планировать причащение в эти дни.
Есть дни, в которые литургия и причащение безусловно не совершаются. Прежде всего, это день Страданий Христовых – Великая Пятница (пятница перед Пасхальным воскресеньем), а также среда и пятница Сырной седмицы (масленицы) – последней недели перед Великим Постом.
Помимо этого, если Рождество Христово (7 января) или Крещение Господне (19 января) случатся в воскресение или понедельник, то в предшествующую им пятницу также не совершается литургия и причащение (это связано со сложными богослужебными особенностями).
В некоторых храмах не совершается Причащение во Вселенские Родительские субботы (иногда и в Дмитриевскую субботу), а также в продолжение сплошных седмиц, святок и нескольких дней после их окончания (т.к. подготовка к причащению предполагает пост, а в сплошные седмицы пост по уставу Церкви не положен). Исключение может быть сделано только для болящих, маленьких детей и т.д., а также по особому благословению священника.
Следует также иметь в виду, что в некоторых храмах в пасхальную ночь причащают только постоянных прихожан, т.к. Пасха – особенное торжество и причащение в этот великий день мыслится как награда, которой удостаиваются те, кто весь Великий пост провел в посте и молитве, т.е. те, кто достойно подготовился к Светлому Христову Воскресению.

***
Дни, в которые не совершается браковенчание.
Ограничения в совершении таинства брака связаны с воздержанием плоти и имеют место, прежде всего, в течение многодневных постов и накануне постных дней, а также в особые дни и периоды, которые следует посвящать более делам духовным, нежели телесным: накануне воскресных дней, великих праздников, в продолжение святых дней, последующих после праздников Рождества Христова и Святой Пасхи, а также во всю Сырную Седмицу – масленицу (начиная с Недели Мясопустной), как в дни особой подготовки души и тела к постному подвигу.
Итак, Таинство Брака не совершается: накануне среды и пятницы и воскресенья в течение всего года (т.е. во вторник, четверг и субботу), а также великих и храмовых (т.е. данного храма) праздников; в продолжение всех многодневных постов: Рождественского, Великого, Петрова, Успенского; в продолжение Святок (с 7 по 19 января); в Неделю Мясопустную и в течение всей Сырной седмицы (масленицы) включая и Неделю Сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) Седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября).


Икона дня

Новости Православие.Ru